Попробуем применить
классические знания о теориях мотивации, для решения
практической задачи.
В соответствии с учебными программами ВУЗов,
предполагается, что каждый образованный менеджер должен
знать, что существует 10 наборов инструментов мотивации
персонала. Набор №1 – «от Маслоу», набор №2 – «ERG от
Алдерфера», набор №3 – «от Герцберга», … набор №6 – «теория
справедливости»…
В зависимости от «производственной
необходимости» и собственных предпочтений (!?)
просвещенный менеджер выбирает и компонует тот или иной
инструментарий и «мотивирует», к примеру, подчиненного
Сидорова.
Если выбрать какой-то один набор, то в зависимости от
выбора можно получить результаты с точностью до
«наоборот». Допустим, Сидоров – молодой и ценный
сотрудник, работал он себе в отделе сбыта, но вдруг
«придумал» целое новое направление, которое показалось
начальству весьма перспективным.
Прикинули так и этак, оказалось, Сидоров - вообще
способный, через год получает диплом MBA, снимает
квартиру, не женат...
Может учредить для него пост заместителя коммерческого
директора, который должен придумывать и реализовывать
способы продвижения новых товаров на рынок? А может не
спешить, молодой еще, да слишком шустрый…, народ в отделе
начнет завидовать…, а если перебежит к кому-нибудь вместе
с направлением… Как мотивировать
Сидорова? ( проще застрелить!)... Обратимся к
«науке».
|
ТЕОРИЯ
МОТИВАЦИИ |
СУТЬ |
КАК
ПРИМЕНИТЬ |
1. |
Иерархия потребностей А.
Маслоу |
Иерархия |
Купить квартиру, поднять оклад, сделать
начальником – пусть самоактуализируется!!! |
2. |
Теория мотивации Алдерфера
(ERG-теория) |
Фрустрация-регрессия |
Ничего не покупать, чуть- чуть поднять
оклад, на сэкономленные деньги нанять еще 2-3-х "яйцеголовых"
маркетологов, пусть растут! |
3. |
Двухфакторная теория
мотивации Герцберга |
Гигиенические факторы и
мотиваторы |
Чуть- чуть поднять оклад и наградить
почетной грамотой, пообещать премию через год, как % от
внедрения. |
4. |
Теория приобретенных
потребностей Макклеланда |
Был ли импринтинг
достижения присоединения власти? |
Потратить деньги на глубинные исследования
психики и юности Сидорова, чтобы решить, какие способности
у него есть на самом деле. Потом - либо «грамоту», либо «в
начальники», либо «группу», либо уволить. |
5. |
Теория справедливости Адамса |
Отношение награда/усилие свое
и референта |
Нанять психотерапевта для исследования
степени завистливости Сидорова и его коллег. Деньги
потратить на пропаганду среди сотрудников собственных
понятий о справедливости. |
6. |
Теория Лока |
Постановка
трудной, но постижимой цели |
Быть всегда умнее и
образованнее Сидорова, иначе как подобрать для него
правильную трудность заданий. |
7. |
Теория подкрепления
(модификации поведения) Скинера |
Оперантное научение |
Сидорова перевести на сдельщину и
приставить к нему персонального начальника - соглядатая,
который будет неукоснительно поощрять или наказывать
каждый шаг. |
8. |
Теория ожиданий Врума |
Ожидание того, что:
выполнимо, смогу, получу. |
Научиться правильно обещать и не
разочаровывать Сидорова (или хотя бы найти философский
камень). |
9. |
Теория ожиданий Портера-Лоулера |
Попытка синтеза п.5,
п.7, п.8 |
Продать бизнес вместе с Сидоровым и
заняться изучением теории (одна схема чего стоит!). |
Может быть Вы не во всем
согласитесь с нами, может быть наш краткий анализ
покажется Вам слишком поверхностным или несерьезным. Что
же, мы не претендуем на глубину или полноту… Здесь мы лишь
хотим показать Вам, что: ЕСЛИ В
КУРСЕ теории МЕНЕДЖМЕНТА ПРИВОДЯТСЯ ТАКИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ
ТЕОРИИ, которые «не во всем верны» и при помощи которых
любой руководитель может оправдать (ОБОСНОВАТЬ) ЛЮБУЮ
ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, то для чего такие теории?
Мы даем задачку с Сидоровым студентам в качестве
упражнения на освоение учебного материала. Один задумчивый
отличник (в миру - «зам. по персоналу» в риэлтерской фирме)
на вопрос о том, зачем нужны теории мотивации, философски
ответил: «Хоть что–то…».
|