|
ТЕОРИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Д. МАККЛЕЛАНДА
В соответствии с теорией приобретенных потребностей Дэвида
Макклеланда определенные типы человеческих потребностей
формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют
следующие типы потребностей:
1. Потребность достижения: желание решить некие
сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других
людей.
2. Потребность присоединения: желание к налаживанию
тесных личных взаимоотношений, стремление к недопущению
конфликтов.
3. Потребность власти: желание влиять на других
людей или контролировать их действия, нести за них
ответственность, получить власть над людьми.
Формирование этих потребностей начинается в детстве. Если
родители приучают ребенка к самостоятельности,
поддерживают его начинания, он приобретет потребность в
достижениях. Если взрослые содействуют установлению теплых
отношений между ребенком и другими людьми, у него
развивается потребность в близких связях. Если ребенок
получает удовольствие от того, что имеет возможность
контролировать поступки других людей, у него начинает
формироваться потребность во власти.
Д. Макклеланд отдал изучению человеческих потребностей и
их влиянию на менеджмент более 20 лет. По его мнению,
люди, в которых сильно развита потребность достижений,
чаще других становятся предпринимателями. Им нравится
делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию
на себя ответственности и брать на себя довольно большой
риск. С другой стороны, люди, нуждающиеся в близости,
являются хорошими «интеграторами», координируя
деятельность нескольких отделов или подразделений
компании. К «интеграторам» относятся и менеджеры продуктов
и торговых марок, которые должны обладать высокоразвитыми
человеческим и навыками. Индивиды с высокой потребностью в
близких связях умеют устанавливать хорошие рабочие
отношения с окружающими.
Развитая потребность во власти часто ассоциируется с
достижением высоких уровней в организационной иерархии.
Например, Д. Макклеланд (16 лет изучая поведение
менеджеров компании А Т&Т) обнаружил, что те, кто обладает
этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру,
постепенно поднимаясь вверх по должностной пирамиде. Более
чем у половины менеджеров высшего звена присутствовала
потребность во власти. Напротив, менеджеры с высокой
потребностью в достижениях, но слабым стремлением к
власти, как правило, останавливаются на относительно
низких уровнях управления. Причина этого явления в том,
что для обретения достижений необходимо просто решать
какие-то задачи, а для обретения власти приходится снова и
снова подниматься по иерархической лестнице.
Итак, теории содержания мотивации объясняют
основополагающие, базовые нужды людей и выделяют среди них
те, которые мотивируют человека к определенным образцам
поведения. Все они, и теория иерархии потребностей, и
теория СВР, и двухфакторная теория, и теория приобретенных
потребностей призваны помочь менеджерам осознать движущие
сотрудниками организаций мотивы. На основе этих теорий
менеджеры имеют возможность построить работу так, чтобы
она удовлетворяла потребности выполняющих ее людей, а
следовательно, стимулировала наиболее эффективное их
поведение.
|
|