ИЦ 'Socio Ego' - теория и практика менеджмента.

Институт

 

ИЦ 'Socio Ego' - теория и практика менеджмента.    

 ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА :: МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА :: МИРОВОЙ ОПЫТ


Внимание! Включите поддержку JavaScript

 

Внимание! С нашей точкой зрения по проблеме мотивации персонала можно ознакомиться здесь...

 

Предыдущая страница  Следующая страница


Теория баланса: теория справедливости Адамса

Основное исходное положение когнитивных теорий трудовой мотивации, которые называются теориями баланса, состоит в том, что люди пытаются поддерживать баланс между усилиями, которые они вкладывают в работу, и достигнутыми результатами. Наиболее устоявшимся вариантом этого подхода к изучению мотивации является разработанная Адамсом (Adams, 1963, 1965) теория справедливости. Как считает Адамс, люди сравнивают соотношение между тем, что они получают в своей рабочей ситуации (своими результатами), и затраченными на это усилиями (своими вложениями) с соотношением результатов и вложений других людей. К результатам относятся заработная плата, статус и должностной уровень. Наиболее значимыми вложениями являются в числе прочего умения, знания, опыт, стаж работы и образование. Процесс сравнения выглядит примерно так:
 


Если сотрудник может заменить слово «против» на знак равенства, то имеет место справедливость, и теория предсказывает, что этот человек будет продолжать вкладывать в работу столько же усилий и выполнять ее на том же уровне. Если же эти два отношения оказываются неравными, то допущена несправедливость. Адаме считает, что при неравенстве указанных отношений — как в пользу человека, проводящего сравнение, так и в пользу релевантного другого или других — человек изменит количество прилагаемых им усилий.

Термин «релевантный другой» в теории баланса является индивидуальным психологическим понятием. Для многих людей релевантными другими являются коллеги, работающие в той же организации, про которых известно (или считается)^что они имеют примерно такую же квалификацию и опыт. Эти разграничения могут быть довольно тонкими. В одном исследовании, например, было обнаружено, что сотрудники, работавшие по совместительству, для сравнения в качестве релевантных других выбирали только таких же совместителей, но не постоянных сотрудников компании (Feldman & Doerpinghaus, 1992).

Не все люди включают в процесс сравнения других сотрудников той же организации. Некоторые сравнивают себя с членами профессиональной группы, со своими представлениями о стандарте в данной отрасли или даже с друзьями, которые занимаются совсем другой работой. Некоторые склонны использовать в качестве релевантного другого скорее личную ситуацию на своей предыдущей работе, чем человека из текущей ситуации.
Согласно теории справедливости, если человек воспринимает соотношение между своими и чужими результатами и вложениями (кем бы ни были релевантные другие) как дисбалансное, то он попытается восстановить баланс. Это можно сделать, например, изменив количество прикладываемых трудовых усилий (вложений). В табл. 2 приведена теоретические прогнозы относительно изменений трудовых усилий в условиях неравенства, определяемого с точки зрения размера оплаты труда.

В таблице приведены две ситуации дисбаланса. При условии недостаточной оплаты результат (оплата) в восприятии работника меньше, чем вложения (продуктивность). Теория справедливости предсказывает, что количество или качество работы (или и то и другое) в этом случае понизится в зависимости от вида тарифа. И наоборот, повышенная оплата — это ситуация, когда результаты воспринимаются как превышающие вложения. В этом случае теория предсказывает, что количество или качество работы (или и то и другое) повысится.

Прогнозы характера влияния, оказываемого на усилия недостаточной или повышенной оплатой, подтверждаются в различных контекстах (например, Dornstein, 1989; Griffeth, Vecchio & Logan, 1989; Harder, 1992). Однако следует заметить, что теория Адамса допускает и другие способы коррекции дисбаланса. Вместо того чтобы изменять прикладываемые усилия, сотрудник может изменить свою когнитивную оценку баланса. Можно пересмотреть оценку собственных результатов в сторону ее повышения или оценку собственных вложений в сторону ее снижения.
 

Таблица 2

Прогнозы реакций сотрудников на несправедливую оплату труда,
сделанные на основе теории справедливости
 

  Недостаточная оплата Повышенная оплата
Почасовая
оплата
Субъекты, которым недоплачивают при почасовой оплате, будут работать с более низкой производительностью или качеством, чем субъекты, которым платят справедливо. Субъекты, которым переплачивают при почасовой оплате, будут работать с более высокой производительностью или качеством, чем субъекты, которым платят справедливо.
Сдельная
оплата
Субъекты, которым недоплачивают при сдельной оплате, будут производить большое количество продукции более низкого качества по сравнению с субъектами, которым платят справедливо. Субъекты, которым переплачивают при сдельной оплате, будут производить меньшее количество продукции более высокого качества по сравнению с субъектами, которым платят справедливо.

По материалам R Т. Mowday, «Equity Theory Predictions of Behavior in Organizations» In R. M Steers andL W Porter (Eds.). Motivation and Work Behavior (2nd ed ), p 129

Другой способ приспособления к дисбалансу — это переоценка результатов и вложений других работников. Сотрудник, которому платят меньше по сравнению с коллегой, имеющим в его восприятии такую же квалификацию, может приписать больше веса тому, что коллега старше его. Таким образом, появляются основания считать вложения коллеги большими, и коллега получает право на более высокую оплату той же самой работы (больший результат). В случае крайнего дисбаланса, который невозможно скорректировать с помощью когнитивной перестройки или изменения количества усилий, сотрудник может уйти с данной работы или из данной профессии (Adams, 1965).

Не все, кому не удается оправдать в своем восприятии несправедливую оплату в рабочей ситуации, уходят со своей работы. Некоторые не имеют возможности этого сделать, и кроме того, люди, по-видимому, сильно отличаются друг от друга по уровню сензитивности к несправедливости. В то время как многие предпочли бы жить в мире, где все имеют равные права, некоторые считают, что они должны получать относительно больше, чем другие. Третья группа предпочитает получать меньше других, — должен же кто-то получать столько (Huseman, Hatfield & Miles, 1987). В какой ситуации вы испытывали бы больший дискомфорт — если бы получали на два доллара в час меньше или на два доллара больше, чем ваши коллеги, выполняющие в точности такую же работу?

Самым вероятным ответом па этот вопрос будет: «Это зависит от ситуации». Когда человек знает, что ему платят меньше, чем другим, потому что начальник испытывает к нему личную неприязнь, то, возможно, он предпочел бы работать усерднее своих коллег. С другой стороны, человек, зарабатывающий больше своих коллег за счет исключительно высокого качества своей работы, вероятно, испытывал бы больший дискомфорт, если бы зарабатывал меньше, чем другие. Другими словами, реакции на недостаточную или повышенную оплату труда зависят от процесса, который привел к «недоплате» или «переплате».

Чистота процедуры (proceduraljustice) — это термин, используемый для описания корректности процесса, посредством которого принято решение или выбран образ действий. Когда люди воспринимают процедуры (или способы применения процедур) как «нечистые», то они часто испытывают враждебность и возмущение, яркой иллюстрацией чего служит забастовка судей Национальной баскетбольной ассоциации в 1983 году. Судьи, замещавшие бастующих, действовали по тем же правилам, что и постоянные судьи, но они не умели применять их последовательно и беспристрастно. Между игроками (и на трибунах) так часто возникали драки, что один спортивный комментатор назвал НБА «Национальной боксерской ассоциацией». (Подробнее о понятии «справедливость» в спорте можно см. работу Mark & Greenberg, 1987.)

Баскетболисты и игроки других спортивных команд играют по общим правилам. Эти правила могут иногда подвергаться изменениям, но во время каждой конкретной игры ее участники понимают правила, существующие на данный момент, соглашаются с ними и ожидают, что эти правила будут применяться справедливо. Деловые организации не особенно отличаются в этом отношении от спортивных команд.

В самой общей формулировке, процедуру можно считать «чистой», если она применяется в организации последовательно и беспристрастно, включает в себя учет мнений тех сотрудников, интересы которых она затрагивает, и предполагает, что сотрудники получают разъяснения, достаточные для понимания ее механизма.

При выполнении описанных условий люди могут согласиться с решением, даже если считают его несправедливым (Leung & Li, 1990), так же как большинство спортсменов подчиняются решениям судей, которых считают компетентными, даже если не согласны с ними. Миллер и Хоппе (Miller & Hoppe, 1994) обнаружили, что у тех рабочих, которые считают, что были несправедливо уволены или временно отстранены от работы из-за личной недобросовестности или других недостатков, психологический дистресс гораздо выше, чем у рабочих, уволенных или временно отстраненных от работы по другим причинам.

В организациях осуществляется много видов деятельности, к которым можно применить принцип справедливости и чистоты процедуры (см. Folger & Greenberg, 1985). К наиболее значимым из них относятся отбор (в том числе отбор для повышения по службе), оценка выполнения работы, распределение прибавок к зарплате и премий и установление стандартов выполнения работы. Эти стандарты в форме целей являются главной темой следующего параграфа.
 

  Еще о теории справедливости

 

Предыдущая страница  Следующая страница

Внимание! Включите поддержку JavaScript

 

Copyright © 2003 Socio Ego



 

(095) 978-82-81, 251-10-53

Почта

man_research@socioego.ru

Информация

Москва, Миусская пл. 9, офис 186

Новослободская