Предположим, что руководство предприятия «А»
решило улучшить эффективность деятельности СЛУЖБЫ
СБЫТА. Как правило, увеличение эффективности в
нашем (российском) понимании ассоциирует с
реорганизацией.
Но, любая реорганизация предполагает и развитие
новых методов работы персонала,
то есть,
переобучение сотрудников.
Плачевный опыт некоторых предыдущих попыток и
здравый смысл настоятельно рекомендуют
тщательно спланировать не только сами перемены, но
и процесс внедрения перемен.
Отец научного менеджмента - Фредерик Тейлор
говорил, что сам процесс разработки новой системы
управления на предприятии составляет лишь 10%
трудоемкости внедрения нововведений, в то время
как 90% усилий (и затрат!!!) реформаторов уходит
на преодоление сопротивления сотрудников.
Современная мировая статистика утверждает, что 75%
попыток преобразований в крупных и небольших
компаниях разного уровня проваливается.
Наш взгляд на реорганизацию |
Как же добиться того, чтобы персонал принял и
научился применять новые приемы труда? На наш
взгляд, реорганизация должна опираться на
минимально конкретизированную программу,
включающую:
1. Идеологию будущих взаимоотношений,
согласованную с целями реорганизации.
2. Программу подготовки и переобучения сотрудников
для внедрения перемен.
3. План реорганизации.
Именно в такой последовательности нужно подходить
и к организационным процессам.
Сначала – желаемая будущая общая цель организации
и, во многом обусловленные ей, отношения
сотрудников. Затем – обучение персонала, и только
после этого собственно реорганизация.
На практике принято начинать с плана
реорганизации.
Переобучение происходит одновременно с внедрением
нововведений, а об идеологии вообще никто не
думает.
Таким образом, реформаторы возводят для себя (и
для всех) препятствия быстрее, чем осуществляют
реформы.
Мы не ставим своей целью написать «трактат о
реформах» и затрагиваем только наиболее
принципиальные с нашей точки зрения моменты.
«Теория внедрения нововведений» хорошо известна
социальным психологам, конкретным примерам
реорганизаций нет числа в многочисленных пособиях
по менеджменту.
Принципиально новыми в нашем подходе можно было бы
считать понятие «идеологии» вместо принятых
«миссия» и «организационная культура»,
но обсуждение этих понятий привело бы нас к
излишнему теоретизированию.
Сложность внедрения нововведений состоит в
том, что до недавнего времени было очень
трудно кому-либо разработать программу подготовки
сотрудников, учитывающую не только технические, но
психологические аспекты внедрения перемен.
|