ИЦ 'Socio Ego' - теория и практика менеджмента.

Институт

 

РАЗДЕЛ ЦЕНТР :: ИДЕОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 Идеология и культура организации Идеология и культура организации
2003(c) подбор материалов, обработка, редактирование, дизайн - "Socio Ego"
Поиск по сайту

РАЗДЕЛ ЦЕНТР

О ЦЕНТРЕ  

Чем мы занимаемся?

Чем мы отличаемся?
Самореклама и самоирония
Работы С. Егорова

ИДЕОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ  

Идеология и культура организации
Принципы построения идеологии организации
Идеология управления организацией
Идеология сотрудничества с персоналом
НАШИ УСЛУГИ

Обучение на предприятии

Консультирование

 

ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА

ТЕОРИЯ

Проблемы менеджмента

Теория управления организацией

ПРАКТИКА

Управленческие решения

Планирование на предприятии

Мотивация персонала
 
   

 
 ЭКСПРЕСС-КОНСУЛЬТАЦИЯ
  На этих страницах мы не размещаем готовых рецептов, но это не значит, что мы их не предлагаем...
У Вас срочное дело 

 
 БЛИЖАЙШИЙ СЕМИНАР
   октябрь 2005 г. "Построение системы мотивации персонала и оплата труда"
Условия участия в семинаре
Программа семинара
Заявка на участие

 

Наше понимание культуры

В современном менеджменте часто употребляются термины «организационная культура», «корпоративная культура». Согласно определению организационного психолога Р. Килмана

Организационная культура – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами.

На наш взгляд определение не очень подходит для отечественных организаций, так как «связывают организации в единое целое» власть директора (учредителя), а вот его ожидания и убеждения зачастую не «разделяются ее членами». При более детальном анализе (см. определение культуры и школа культуры) терминологические разночтения оказались столь велики, что нам пришлось выбирать. В результате мы нашли следующее определение психолога Дэвид Майерса (для понятия «культура», а не «организационная культура»):

Культура - это понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

В России каждые 70 лет меняются эти самые понятия и… особенности поведения, опыт наших отцов неприменим для нас, как для них был неприемлем и опасен опыт наших дедов и прадедов…, а наши дети считают наши нравственные принципы не просто устаревшими, но вредными… Сплошная КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
 
Совсем недавно нам трактовали культуру, как исторически определенный уровень развития общества! Советский энциклопедический словарь дает нам исчерпывающее представление о том, на какой культуре мы воспитаны:
 

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
включает в себя:

а) предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.),
б) а также человеческой силы и способности , реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

В основе развития материальной и духовной культуры, находящихся в органическом единстве, лежит развитие материального производства. Каждая общественно – экономическая формация характеризуется определенным типом культуры…

Из данных определений следовало в частности, что у нас (советских людей) самый высокий исторически определенный уровень культуры. Однако, первичной была идеология.
 
Наше понимание идеологии

Советский энциклопедический словарь определял идеологию, как систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, а культуру, как исторически определенный уровень развития общества.

Наши убеждения складывались под воздействием ежедневной массированной пропаганды преимуществ коммунизма, как самой гуманной идеологии и наиболее передовой экономической системы. Пропагандистская система доказательств рухнула вместе с социализмом, однако убеждения остались жить своей независимой от первоначальных посылок жизнью.

Очевидно, что определения из СЭС нам не подходят. Но, если принять определение Д. Майерса, то мы уже давно нация без культуры, так как последние 85 лет нас сотрясают культурные революции. Термин «революция» прочно ассоциирован в нашем сознании с идеологией. Поэтому посмотрим, откуда появилось понятие «идеология».

Энциклопедия «Британика» приписывает авторство слова «идеология» Дестату де Трeйси (Destutt de Tracy) - видному французскому философу времен Французской революции. Развивая идею Френсиса Бэкона (Francis Bacon) о том, что предназначение науки не только в приумножении знаний, но и в «улучшении жизни людей на земле», Трейси ввел понятие НАУКИ ОБ ИДЕЯХ, призванной служить человечеству и даже спасать его, освобождая людские умы от предрассудков для торжества разума. В 1795-99 году с установлением правления Директории Трейси возглавил разработку ИДЕОЛОГИИ - системы национального образования, которая должна была превратить первую в нашей эре Французскую республику в рациональное построенное на научных принципах сообщество. Неизвестно, что бы из этого получилось, если бы не Наполеон Бонапарт…, который сначала поддержал, затем «разочаровался» в идеях Трейси, и, наконец, в достопамятном 1812 году возложил вину за военное поражение Франции на «ВЛИЯНИЕ ПРЕЗРЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ».

Таким образом, с момента возникновения слово «идеология» вопреки намерениям Трейси носило эмоциональный оттенок и вызывало у европейцев (французов, немцев, англичан, итальянцев…) двойственные ассоциации восторга и отвращения начала и окончания французской революции.

«Британика» дает два определения идеологии.
В широком смысле:
 

Идеология – это любая, ориентированная на действие теория, любая попытка обращения к политике в свете системы идей;

В узком смысле – уточненная концепция Трейси, идентифицируемая пятью характеристиками:
 

1. Теория, дающая некоторую модель понимания системы ценностей человека и окружающего его мира.
2. Обоснованная программа социального и политического устройства общества.
3. Готовность к предполагаемой борьбе за реализацию программы.
4. Старание не только убедить, но и привлечь новых сторонников, прибегая иногда к мобилизации (НАСИЛИЮ).
5. Адресация к широким слоям народа, с последующим выделением некоторой группы интеллектуалов – вождей.

Мы привыкли, что, если идеология – «ориентированная на действие теория», да еще и не исключающая насилия, то она направлена на революционное (резкое и существенное, затрагивающее интересы многих) изменение культурных ценностей.

Наша культура до недавнего времени формировалась именно под влиянием коммунистической идеологии. Но 12 лет назад мы отказались от старой идеологии (уже сформировавшей нашу «коммунистическую» культуру), но взамен не предложили новой идеологии. Итак, если принять определения Д. Майерса и Д.Трейси, то, для того, чтобы приспособить (старую коммунистическую доставшуюся от отцов) культуру к современным реалиям, необходима идеология. Если нет
новой идеологии, то нет новых нормативных моделей поведения.

Внимание!

При использовании
материалов сайта ссылка
обязательна!
настройка броузера


 

(095) 978-82-81, 251-10-53

Почта

man_research@socioego.ru

Информация

Москва, Миусская пл. 9, офис 186

Новослободская