Классический подход к обучению (образованию)
построен по системе «предметов» - слушателю
преподается некий набор фундаментальных и
прикладных дисциплин, которые тот должен знать
после завершения курса.
Следование такому
подходу привело к появлению огромного количества
тренеров - узких специалистов, в области,
например, "эффективных переговоров" или "искусства
продаж", которые, как правило, сами продавать не
умеют, но навязчиво предлагают свои услуги
предприятиям.
Мы исповедуем другой
подход: Тренер должен дать стажирующимся такой
минимальный набор знаний, который обеспечит
достижение конечного результата конкретными
сотрудниками конкретного предприятия. А этого
проще всего достичь, когда тренер выполняет вместе
с обучающимися их работу. Для этого он должен
обладать соответствующим опытом. Мы называем этот
подход - "играющий тренер".
Для того,
чтобы скомпоновать программу обучения,
играющий тренер использует "Диаграмму для
разработки программ корпоративного обучения".
Наш
взгляд на обучение на предприятии |
На наш взгляд обучение на предприятии имеет ряд
отличительных особенностей:
• Обучение
должно строится по принципу формирования навыков:
«что сотрудник должен уметь после завершения
обучения». См. пример
организация обучения службы сбыта:
|
а) Это
значит, что сотрудник должен не только
получить информацию, как делать то-то и то–то,
но и принять определенный способ выполнения
этого наилучшим, а также сформировать навык
уверенного выполнения.
б) Система навыков должна быть
сформирована в течение ограниченного срока,
что не должно исключать глубоких
фундаментальных знаний в определенных
областях.
в) Система навыков формируется сразу у
нескольких сотрудников, участвующих в
однотипных рабочих процессах. |
•
Любое обучение персонала выгодно только в том
случае,
если сотрудники в результате решают назревшие
проблемы организации.
Поэтому программа обучения должна выстраиваться по
принципу «ОБУЧЕНИЕ ПОД ЗАДАЧУ».
•
Важнейшей составляющей профессиональной
квалификации менеджера является
умение организовывать подчиненных.
Обучение на предприятии как ничто другое
способствует совершенствованию этого качеств
организатора:
|
а) Обучение способствует столь
необходимому процессу согласования позиций
руководителей и подчиненных.
б) Науки об управлении
эклектичны,
а значит необходимо и горизонтальное
согласование методов управления на каждом
предприятии.
в) Для согласования методов управления
(на отечественных предприятиях) необходима
принимаемая большинством
идеология управления,
на основании которой строятся взаимоотношения
руководитель – подчиненный, сотрудник –
сотрудник.
г) На практике на большинстве предприятий первые
лица опосредовано пытаются диктовать свое
интуитивное понимание менеджмента (и бизнеса), а
подчиненные – использовать ошибки руководства, поэтому при организации обучения необходимо
учитывать (изменять) мотивацию сотрудников. |
•
При всех своих методологических недостатках (в
современном менеджменте нет правил выбора того или
иного метода) социальные науки о менеджменте
накопили огромное количество практических приемов
и методов управления.
|
а) Мы разработали концепцию, которая
позволила обосновывать и согласовывать выбор
практических приемов управления.
б) Обучая менеджеров основам нашего подхода, мы
обучаем их тому, как сформировать и обосновать
свой стиль, свой индивидуальный подход к
управлению. |
Потребность в обучение на предприятии часто
возникает в связи с назревшей необходимостью
реформ.
На практике принято «сначала ввязываться в
сражение, а потом его выигрывать…», что обычно и
приводит к печальным результатам.
Мы же рекомендуем сначала проводить переподготовку
персонала, а уже потом
начинать преобразования.
|