Итак, какую теорию психики человека нам необходимо
«синтезировать», для построения
модели управления
организацией?
Обратимся к психологии. Диалогичность порождает
эклектику. Те же методологические проблемы, что и
в менеджменте. Сегодня психология еще остается
наукой, включающей в себя различные подходы
«школы». По словам Дениса Куна, автора всемирно
известного бестселлера «Essentials
of psichology» («Основы
психологии»)
сегодня можно выделить пять школ.
«Когда-то школы мысли были очень похожи на
политические партии. Лояльность своей теории была
непоколебимой, а столкновения были обычным делом.
Сегодня такие точки зрения, как функционализм и
гештальт-психология, слились, превратившись в
обновленные, более широкие подходы. Кроме того,
некоторые ранние системы, такие, как
структурализм, полностью исчезли.
Разумеется, лояльность и различные специализации
по-прежнему существуют.
Но сегодня многие
психологи стали эклектиками: они пользуются
множеством источников и оперируют широким спектром
теорий.
Несмотря на это, современную психологию
определяют пять основных подходов. Это психодинамическая, бихевиористская к
гуманистическая точки зрения плюс становящиеся все
более влиятельными биопсихологическое и
когнитивное направления (см. табл.).
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ |
Ключевая идея: поведение
направляют силы внутри человеческой личности,
которые часто бывают скрытыми или неосознаваемыми.
Делает упор на внутренние импульсы, желания и
конфликты, прежде всего неосознаваемые;
рассматривает поведение как результат столкновения
сил внутри личности; придерживается скорее
негативного, пессимистического взгляда на
человеческую природу.
|
БИХЕВИОРИСТСКИЙ |
Ключевая идея: поведение
формируется и контролируется средой, окружающей
человека. Делает упор на изучение наблюдаемого
поведения и результаты научения; придает значение
влиянию внешних вознаграждений и наказаний;
нейтральный, научный, скорее механистический
взгляд на человеческую природу.
|
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ |
Ключевая идея: поведение
обусловлено собственным образом человека,
субъективным восприятием мира и потребностями в
личностном росте. Направляет внимание на
субъективный, сознательный опыт, человеческие
проблемы, потенции и идеалы; делает упор на
собственный образ и самоактуализацию при
объяснении поведения; позитивный, философский
взгляд на человеческую природу.
|
БИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
Ключевая идея: поведение человека и животных
является результатом внутренних физических,
химических и биологических процессов. Стремится
объяснить поведение деятельностью головного мозга,
нервной и эндокринной систем, физиологией,
генетикой, биохимией и эволюцией; нейтральный, редукционистский, механистический взгляд на
человеческую природу.
|
КОГНИТИВНЫЙ |
Ключевая идея: значительную часть
человеческого поведения можно объяснить в терминах
ментальной обработки информации. Интересуется
мышлением, познанием, восприятием, пониманием,
памятью, принятием решений и суждением; объясняет
поведение в терминах обработки информации;
нейтральный взгляд на человеческую природу, скорее
уподобляемую компьютеру. |
Однако мы не можем позволить себе рассматривать
человеческое поведение с разных не согласующихся
друг с другом точек зрения,
поэтому используем только три «взгляда»:
•
Бихевиористский
•
Биопсихологический
•
Когнитивный
На нашем сайте мы приводим лишь небольшие подборки
материалов, из которых заинтересованные посетители
смогли бы составить общие представления о данных
направлениях. Для более серьезного изучения
предмета можно воспользоваться книгами из
списка рекомендуемой литературы.
|