«Предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были
такими же, как российские предприятия и менеджмент
в наши дни. Более чем десять лет - с 1929 по 1941
годы экономика США пребывала в состоянии глубокой
депрессии. В этот период реальные возможности
менеджмента были крайне ограничены – руководители
могли лишь уповать на сокращение расходов и
надеяться выжить за счет этого. Затем наступила
лихорадочная пора Второй мировой войны, во время
которой ничто не имело значения, кроме
производства и еще раз производства (в некоторых
отношениях это напоминало советское производство
времен сталинских пятилеток). Рыночная экономика,
в основном сформировавшаяся после Второй мировой
войны, была, таким образом большой неожиданностью
для подавляющего большинства руководителей
американских предприятий, имевших о ней весьма
смутные представления (к тому же средний возраст
этих руководителей составлял 45-50 лет). По сути,
мало кто из них догадывался о существовании такого
явления, как менеджмент, - не говоря уже о том,
что это значит…. Не было ни одной работы, в
которой хотя бы делались бы попытки
проанализировать изучить и представить менеджмент,
как самостоятельный вид деятельности…»
Так писал о менеджменте начала 50-х Питер Друкер.
Итак, если принято считать, что основы теории
менеджмента, берущие начало с работ
Ф.Тейлора, А.
Файоля, М. Вебера…
начали закладываться почти 100
лет назад, то формирование менеджмента, как
прикладной науки (системы, нацеленной на
внедрение) началось лет 50 назад.
В данной работе мы постараемся ответить на три
вопроса:
1. Что изменилось в подходе к менеджменту за
последние 50 лет?
2. Что такое современный менеджмент?
3. Действительно ли предприятия в России сегодня
могут использовать опыт менеджмента США,
европейских стран, Японии?
Пятьдесят лет назад П. Друкер писал: «Несмотря на
колоссальную важность, очевидность и
повсеместность присутствия менеджмента, он
по-прежнему остается наименее изученным и
недостаточно понятным институтом современного
общества. Работникам предприятий зачастую не
совсем понятно, чем занимаются (и чем должны
заниматься) их менеджеры, как осуществляется
управление их предприятием и почему оно
осуществляется именно так, а не иначе, и насколько
успешно справляются менеджеры со своими задачами.
Действительно, типичная картина того, что
происходит в кабинетах руководства компании, в
головах совершенно нормальных, образованных и
информированных людей (многие из которых, кстати,
сами выполняют определенные управленческие
функции) очень напоминает карту Африки, какой ее
представлял себе средневековый географ:
плодородные земли, где водятся могучие циклопы,
двуглавые пигмеи, бессмертная птица-феникс и
неуловимый единорог. Что же на самом деле
представляет собой менеджмент и каковы его
функции?».
Основоположник практического менеджмента выделял
три функции менеджмента:
1.
Управление бизнесом
2.
Управление менеджерами
3.
Управление работниками и работой
Подробно рассматривая каждую функцию П. Друкер
обосновал необходимость систематического
применения менеджерами таких «инструментов», как
планирование, организация, мотивация (лидерство),
контроль.
Кроме того, П. Друкер предложил подход,
определивший (на наш взгляд) дальнейшее развитие
теории менеджмента. Он утверждал, что
1. Три функции менеджмента — управление бизнесом,
управление менеджерами и управление работниками и
работой — можно анализировать, изучать и оценивать
по отдельности.
Комментарий. То есть, мы можем сначала
теоретизировать об организации бизнеса, например о
планировании, изначально предположив, что потом
сможем найти теории мотивации, чтобы воодушевить
менеджеров на еженедельное написание согласование
и выполнение планов подразделений, а после этого
выберем подходящие механизмы контроля исполнения
решений. Такой подход можно назвать
последовательным решением проблем.
2. В каждой из этих функций можно выделить
настоящее и будущее временное измерение.
Комментарий. Конечно, менеджер не может не
работать «на будущее», но для этого необходима не
просто стабильность, но и «не агрессивность»
внешней среды. Кто же будет «жертвовать»
сиюминутными выгодами, если завтра можно потерять
не только планируемую прибыль, но и бизнес.
3. Но в своей повседневной деятельности менеджмент
не может разделять эти функции. Точно так же он не
может отделять решения, связанные с текущим
моментом, от решений, относящихся к будущему.
Любое управленческое решение оказывает влияние на
все три перечисленные функции, и поэтому все они
должны учитываться в каждом таком решении.
Комментарий. Ну что же, вроде бы все
логично. Высоколобые теоретики разрабатывают
«инструменты» бизнеса, обучают менеджеров приемам
использования, а те, как в детском конструкторе «Lego»
выбирают подходящие части для своего бизнеса.
Не следует забывать, что данная концепция была
выдвинута пятьдесят лет назад, когда уместно было
написать: «Несмотря на колоссальную важность,
очевидность и повсеместность присутствия
менеджмента, он по-прежнему остается наименее
изученным и недостаточно понятным институтом
современного общества»
Что же изменилось в концепции менеджмента с тех
пор?
Открываем книгу 2002 года «Менеджмент» Р. Дафта
или «устаревший», но широко распространенную
«Основы менеджмента» М. Мескона и др. (1995) и
находим там исчерпывающие определения:
Менеджмент — это эффективное и производительное
достижение целей организации посредством
планирования, организации, лидерства (руководства)
и контроля над организационными ресурсами.
За полвека рождались и выходили из моды
управленческие подходы, теории, методики…, но
основополагающая концепция конструктора «Lego» не
подвергалась сомнениям.
Источник:
Р. Дафт "Менеджмент", СПб: Питер, 2002.
с. 62
|
Как видно из представленной диаграммы, количество
теоретических изысканий уверенно увеличивается,
что на наш взгляд свидетельствует о том,
что менеджмент по-прежнему остается «наименее
изученным и недостаточно понятным».
|